![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

На выборах 5 марта 1933 г. Гитлер получил 43,9% голосов, а в блоке с Немецко-национальной народной партией и «Стальным шлёмом» 51,9%, то есть абсолютное большинство. Социал-демократы и коммунисты вместе 30,6%. Но всё мандаты коммунистов были аннулированы уже 13 марта.
Из всего 647 мандатов в райхстаге 8-го созыва наци и их союзники имели 340. А если учесть, что 81 коммунистический мандат был аннулирован, то наци и их союзники имели 340 мандатов из 566, то есть 60,07%.
Но для проталкивания закона о чрезвычайных полномочиях для Гитлера требовалось квалифицированное большинство в две трети.
Таким образом до квалифицированного большинства, в данном случае 378 мандатов, нацистам не хватало всего 38 голосов, которые можно было получить только у депутатов от буржуазных партий, имевших в совокупности 106 мандатов на 7 партий. Из них на две католические партии – Центра и Баварскую народную – приходилось 92 мандата: как видим, вопрос решался исключительно позицией католических партий, традиционно ориентировавшихся на Ватикан и тесно с ним связанных (что однозначно выявилось и во время переговоров Гитлера с Ватиканом о конкордате).
Только они могли остановить Гитлера. Во-первых, лишить его претензии на полновластие ореола легальности, столь важного на первом этапе, во-вторых, создать условия для организованного противодействия - еще существовали оппозиционные политические партии, профсоюзы, вермахт не подчинялся Гитлеру, а райхспрезидент фон Гинденбург был еще жив и временами даже в своем уме.
Но и приведенное выше число мандатов было уменьшено арестом 8 социал-демократических депутатов, так что общее число депутатов сократилось до 558, а квалифицированное большинство – до 372. При этом раскладе нацистам до большинства в две трети оставалось только 32 мандата.
На деле же против закона о предоставлении Гитлеру чрезвычайных полномочий, требовавшему по конституции квалифицированного большинства в две трети, проголосовала только социал-демократическая фракция (что в тех условиях было само по себе актом мужества), то есть из 647 избранных депутатов за Гитлера не проголосовали лишь 201 (120 от СДПГ и 81 от КПГ). Все несоциалистические партии отдали свои голоса Гитлеру, но решающими были исключительно голоса католических партий, если бы они проголосовали против, то законопроект не прошел бы.
В этот день, 23 марта 1933 г., католические депутаты держали судьбы мира в своих руках - и толкнули его к войне.
